Азербайджанские безворсовые ковры

Джеджимы

Их ткали на горизонтальных станках, хотя исследователи отмечают и «гара джеджим», вытканный на вертикальном станке. Ширина джеджимов не превышала 35-40 см, а длина-15-16 метров. Эти размеры были обусловлены своеобразием техники ткачества. Особенностью джеджима, отличающим его от остальных безворсовых ковров, является то, что его поверхность формируют не уточные нити, а цветные нити основы, набранные таким образом, чтобы создавать разноцветные вертикальные полосы различной ширины.

В орнаментальном плане различаются два варианта джеджимов — с гладкими и орнаментированными вертикальными полосами. Узоры орнаментированных полос создаются специальной узорной нитью, натянутой, как и основа, по вертикали при помощи дополнительных элементов поперечных планок. «Тюджю агаджи», которые в народе называли «бидж кюджю», т.е. «ложный кюджю».

Для производства использовалась тонкая ковровая пряжа, полученная из весенней шерсти молодых ягнят — гюзем, придавившая джеджиму мягкость и блеск. Нередко джеджими ткались из шелка-сырца или обычного шелка.

В быту джеджимы использовали в качестве лицевой стороны тюфяков, матрасов, для сумок (хейба), занавесок, молитвенных ковриков, покрывал, а также для шитья верхней мужской и женской одежды. Джеджимы старались ткать с особым вкусом, они привлекали к себе внимание своей красотой.

Центрами производства являются Барда, Агджабеди, Лемберан, Шемаха, Нахчывань, Джебраил, Шуша, Ордубад, Зангелан и Закаталы.

Килимы

Изготавливались способом сложного продевания утка через нити основы. Нить основы в килимах, в основном, не окрашивалась, но иногда в некоторых видах килимов использовалась и цветная основа.

Встречаются килимы и в комбинации с паласами, и называются «Карвуд», «Карпуд», а в Ширванском производственном центре предпочтение отдавали килимам с контуром, именуемым «гязмяли килим» и выполненным сложной техникой обматывания (долама). Такая усложненная техника плетения обогащала декоративный строй килима.

Своеобразной технологией изготовления выделялись килимы гядиргя. Их ткали по принципу килима особыми узорами, выполненными широкими цветными зигзагообразными и вертикальными линиями, получаемыми за счет цветной основы и соответствующего цвета утка. Технологическая особенность килимов гядиргя в том, что они очень тонки и почти приближаются к ткани. Зазоры в таких килимах фактически не просматриваются.

В килимах, в отличие от паласов, появляется окрашенная боковая кромка переплетающаяся в четыре, иногда в две нити основы. Концевая кромка выполнялась простым паласовым плетением, а нити бахромы уже стали завязываться в узлы. Килимы также, как и паласы, можно было ткать как слева, так и справа. Ткались килимы из козьей или овечьей шерсти. Но в килимах, по сравнению с паласами, уже много новых технологических моментов, которые впоследствии легли в основу более развитых форм безворсовых и ворсовых ковров.

Тонкая килимовая ткань использовалась как ковер, так и в качестве скатертей, занавесей, покрывал и т.д. Есть сведения о специальных траурных килимах (гара килим), выполненных в строгих черных тонах. Изготавливаемые населением Азербайджана килимы — легкие, небольшого размера, окрашены в два-три цвета и очень удобны при кочевании.

Узоры килимов основываются на геометрической конструкции, но так как вертикальные линия образовывали щели, что сказывалось на прочности ткани, то предпочтение отдавали узорам с короткими выступами и диагональными линиями. Композиционное построение орнамента состояло из горизонтальных полос с выделением центрального поля и бордюра. Таким образом, в килимах мы уже видим ставшие впоследствии классическими принципы композиционного построения.

Килимы производились во всех ковроткацких центрах Азербайджана. Наиболее известны ковры килимы из Пашалы, Удуллу, Баку, Агджабеды, Джебраила, Ярдымлы, Тебриза, Геравана, Бакшаиша и Сенне. Килимы «сенне» отличаются особой тонкостью, плотностью и тщательной выделкой.

Лады

Один из своеобразных видов безворсовых ковров. При его изготовлении применяется следующая техника: узорная нить обвивает две задние и одну переднюю нити основы или же переплетает только передние нити основы, в последнем случае нить утка, следующая после узорной нити, объединяет передние и задние нити основы, что образует оригинальную стежку. Основой для лады в XX в. служил, главным образом, хлопок. Лады ткались на горизонтальных станках. В основном их изготавливали в Карабахе и Казах.

Паласы

Самой простой разновидностью безворсовых ковров ручной работы являются паласы. Они производятся путем обычного переплетения утком нитей основы (садя кечиртмя). Основным украшением паласов являются горизонтальные раппортные полосы различной ширины и цвета. Простейшим паласом, возможно, самым ранним из производившихся в Азербайджане, был «кяндир-палас» то есть, палас из конопли. Впоследствии паласы ткались из овечьей, верблюжьей шерсти, а в селениях Удуллу и Пашалы в Ширване производили и шелковые паласы. О производстве паласов из шелка в средневековом Азербайджане упоминает Низами. В период средневековья паласы были основным элементом убранства домов, кибиток, караван-сараев, а также мечетей и дворцов. Паласная ткань широко использовалась для изготовления одежды и предметов домашнего обихода. Паласы можно было встретить в любом доме, независимо от состояния и социального положения самого хозяина. На Апшероне также производились особо изящные паласы тонкого тканья с узором, для получения которого использовалась специальная третья узорообразующая нить. Они известны под названием«чийи палас». Их использовали в качестве занавесок, скатертей, покрывал. Ими также украшали стены, но, ввиду их непрочности, на пол не стелили. Паласы чийи были важным компонентом приданого невесты. В Азербайджане паласы изготовлялись повсеместно. Основными центрами их производства считались Мугань, Джебраил, Куба, Агджабеды, Бакшаиш, Ленкорань, Кубатлы, Ширван, Апшерон, Тебриз, Халхал, Урмя.

Шадда

Различают простые и сложные шадда. Простые клетчатые шадда ткутся по принципу паласа и джеджима. Цветная основа натягивается, уток, варьируясь в различных цветах, по способу полотняного переплетения, образует клетки различных тонов. В сложных шадда фон образуется простым паласным переплетением, а узорообразующаяся нить участвует только в создании орнамента, узор образуется путем обматывания нитей утка вокруг нитей основы — долама. При этой технике цветная узорообразующая нить проходит через две пары нити основы, обвивая каждую последнюю пару. Основа шадда — разноцветные шерстяные нити. В средние века преобладают сочетания красный — синий, красный — черный, а в XX в. для Карабахских шадда характерны красный, а для Казахских — коричневый цвета основы и утка. Притканье шадда вертикальные узоры ткутся по горизонтали, а когда ковер вешают, он приобретает надлежащую ориентацию, причем, бахрома оказывается по бокам, а не в верхней и нижней части ковра. Орнамент шадда в ХVII-ХVIII вв. — это раппортно повторяющиеся всадники на охоте и караваны верблюдов. А в ХIХ-ХХ вв. традиционными становятся только изображения верблюжьих караванов.

В шадда техника тканья еще больше усложняется. Появляется третья узорообразующая нить, а описанная техника обматывания — долама, которая становится основной во всех последующих видах ковров без ворса. Центрами производства шадда были Карабах, Нахчывань и Казах.

Сумахи

Своеобразный вид безворсовых ковров. Они ткутся в технике обматывания уточной нити вокруг нити основы. В сумахах узорообразующая нить, в отличие от других безворсовых ковров (шадда, верни), поочередно проходит справа — налево и обратно. Накладываясь друг на друга, стежки по всей ширине ковра образуют ряды. Однако в сумахах, в отличие от шадда, верни и зили, ряды накладываются не параллельно, а встречно. Каждые два ряда, в которых стежки уложены встречно — один справа — налево, другой слева — направо, образуют колесообразную структуру «сюнбюль». Изнанка сумахов мохнатая за счет длинных концов обрезанных нитей. Цвета в сумахах изысканные и насыщенные. Композиции, в основном, те же, что и у ворсовых ковров.

Еще одной отличительной особенностью сумаха является то, что здесь, наряду с обычной техникой обматывания — долама, применяется усложненное петельное обматывание. В одних сумахах обе техники вязки чередуются, а в других применяется только усложненное петельное обматывание.

Центрами их производства исторически были Ширван и Куба, причем, в настоящее время их производство сохранилось в Кубинском и в Кусарском районах.

Таким образом, обобщая технологические особенности всех основных видов безворсовых ковров, можно отметить общие, характерные для них аспекты: нить основы очень тщательно ссучивалась, окрашивалась и, в основном, изготавливалась из шерсти. Уток по сравнению с основой ссучивался меньше, чтобы плотно садился на основу. Нижний и верхний утки должны были быть одинаковой толщины. Уток перебрасывался через каждый ряд узорообразующей нити и обязательно должен был быть натянутым, чтобы не просматриваться.

Окраска основы и утка в коврах без ворса часто является данью традиции. В тех экземплярах верни и зили, где узорная нить сплошь покрывает лицевую сторону ковра, основа не просматривается, а значит, и не было необходимости ее красить. Тем не менее, основа в таких коврах тоже окрашивалась в соответствии с правилами древних форм ткачества, когда ковроделие только зарождалось в виде простых тканевых полотен, в которых основа участвовала наравне с утком в формировании поверхности ткани.

Все безворсовые ковры, кроме сумаха, состоят из широкой цельной ткани или же из двух частей. Причем, хронологически оба вида совпадают, как часто совпадают и их орнаментально-композиционные решения. Видимо, первоначально эти ковры изготавливались узкими полосами на горизонтальных станках. Узкие изделия являются характерной особенностью полукочевого ковроткачества. Горизонтальные станки, на которых они изготавливались, легко разбирались и собирались, а начатая на них работа продолжалась без ущерба общей целостности ткани на новом месте, после перекочевки. При необходимости получения широких изделий полосы сшивались. Эта традиция сохранялась и тогда, когда технология ковроткачества позволяла уже производить широкие цельные ковровые полотна.

Именно безворсовые ковры, сохраняя их в себе, наиболее наглядно донесли до нас сформировавшие их древние ткацкие традиции.

Верни

Эти безворсовые ковры ткались в технике долама. Основа и уток верни — цветные, чаще красный, но встречается синий и светлый тон. Основа набиралась из сильно скрученной шерсти. В отличие от шадда узорная нить в верни покрывает всю поверхность ковра. Единственный узор, украшающий верни, — это изображение крупных стилизованных фигур драконов, чередующиеся по цвету в шахматною порядке.

Композиция верни, по всей видимости, была перенесена из килимов, о чем говорят, в частности, характерные для килимовых узоров зубчатые контуры фигур драконов на многих верни. Даже в верни XVIII в. из Музея Метрополитен, где драконы изображены в более реалистической форме, некоторые элементы сохраняют зубчатые очертания. Это подтверждает казахский верни XIX в., выполненный техникой килим, из коллекции Музея Метрополитен. Центрами производства верни были Карабах и Казах.

Зили

Ткались при помощи различных технических приемов. В одном случае как шадда, а в другом используется только техника «долама», т.е. цветная узорная нить, сплошь покрывая лицевую сторону, проходит через две пары нитей основы и обвивает каждую последнюю пару. Третий способ назывался «илгякли долама» (обматывание петлей).

Материалом для производства зили служила в основном шерсть, иногда хлопок (Карабах, Баку). В XIX-XX вв. основа зили окрашивалась преимущественно в красный цвет, однако в Баку и в Карабахе цветовая гамма была значительно шире: в нее, кроме красного, входили синий, бордовый.

Особенно славились бакинские ковры зили. Они заметно отличались тонкостью ткани, высокой скрученностью нити и богатой цветовой гаммой.

Центрами производства зили были Баку, Карабах, Ширван, Казах и Тебриз.