Фламандские гобелены

Наиболее великие гобелены 15-го века производились во фламандских городах Аррас, Торнай и Брюссель. В первой половине века именно Аррас процветал под патронажем графов Бургундских. Герцог Филипп Хороший (1396-1467) имел в наличии специально оформленное здание, сооружённое в городе для того, чтобы лучше сохранять его коллекцию гобеленов. Между 1423 и 1467 годами не менее 59 ткачей-мастеров гобеленов работали в Аррасе, но при последующей французской оккупации города в 1477 при власти короля Луи XI индустрия пришла в упадок. После приблизительно 1530 года она уже не возобновлялась. Пока блекла важность Арраса, Торнай и Брюссель наоборот развивались — больше всего гобеленов в них было соткано после конца 15-го века. Метки об идентификации места изготовления не часто применялись до 16-го века, и последующее сообщение между различными средневековыми центрами по изготовлению гобеленов, в частности Арраса и Торнай, создавало дополнительные трудности по определению, где были сделаны отдельные гобелены. Несмотря на престиж мастерства в Аррасе, иронично то, что лишь один комплект гобеленов, датируемый 1402 годом, содержит название именно этого города. В кафедральном соборе Торнай, для которого они предназначались, сохранились большие фрагменты, изображающие сцены из жизни Святого Пия и Святого Элетериуса. Рисунок этих гобеленов, как и большинство готических работ, был схож со стилем распространённой в то время живописи.

Другими существенными примерами предполагаемых арраских гобеленов, являются гобелен 15-го века «Благовещение» (Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк), который возможно был выполнен с картона Мелчёра Броедерлэма (годы деятельности:1381-1409), и «Сцены суда» (музей des Arts Dйcoratifs, Париж).

гобелен

Гобелен № 579
190 х 246 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 580
114 х 144 см.


  гобелен ручной работы

Гобелен № 566
185 х 273 см.


Является ли тот или иной гобелен арраским можно обычно определить на основе сравнения с «Историей Святого Пия и Святого Элетериуса.» Одной из лучших работ, соотносимых с ними, является фрагмент комплекта начала XIV-го века в музее Цивико в Падуе, Италии, который изображает Geste of Jourdain de Blaye, средневековую рыцарскую историю, заимствованную из древнего греко-римского романа Апполон из Тира.

Ремесло, практиковавшееся с конца 13-го века в Торнае, оказалось настолько прибыльным, что в 1398 было издано постановление относительно продукции. Это одно из старейших постановлений, которое регулировало ремесло изготовления гобеленов. Среди частично сохранившихся гобеленов, заказанных в конце 15-го века судом Бургундии, было 2 комплекта, изготовленных ткачом и продавцом гобеленов Паскуа Греньером (умер в 1493) для Филиппа Хорошего. Один комплект, «История Александра» (Галерея Дория Памфили, Рим), был продан в 1459, и другой, «Рыцарь лебедя» (Св.Катерины, Краков, Польша и музей Цsterreichisches fьr Angewandte Kunst, Вена), был куплен в1462.

Приводимыми учёными в качестве примера ткачество Торная середины 15-го века под влиянием Арраса являются 4 известных гобелена «Охота графов Девоншира» (музей Виктории и Альберта, Лондон). Типичными для сложившегося позже готического стиля Торная являются компактные вертикальные композиции «История сильного короля Кловис» (середина 15-го века; музей de l’Oeuvre Notre-Dame, Реймс, Франция) и «История Цезаря» (1465-70; музей Истории, Берн, Швейцария). Многие из присущих Торнаю работ резко очерчены и обладают определённой торжественностью, контрастирующей с капризным характером работ Арраса. Чувство монументальности создаётся огромными размерами многих из предполагаемых торнайских работ, и к тому же широкие поверхности густо покрыты наложенным рисунком.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 677
132 х 160 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 678
125 х 160 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 674
138 х 193 см.


Производитель гобеленов с XIV-го века Брюссель соперничал с Аррасом и Торнай. К середине века Брюссель был известен своими высоко искусными репродукциями религиозных полотен фламандских мастеров позднего готического реализма, таких как в «Поклонение волхвам.» Эти вставки назывались «гобелены алтарных частей», поскольку они обычно предназначались для церквей и отдельных часовен, где использовались либо как покрытие алтаря или вешались за алтарём как его часть или ткань отдельной детали. В масштабе гобелены алтарных частей достигали параметров картины, которую они копировали, и были, таким образом, меньше по размеру, чем фрескообразные работы Арраса и Торная. Шелк, как правило, использовался для достижения большей степени естественности в деталях, что было существенным при копировании картин.

В конце 15-го и начале 16-го веков Брюссель также приобрёл известность за изготовление tapis d’or, или «золотых ковров,» названных так из-за чрезмерного использования золотых нитей. Примерами являются «Триумф Христа,» знаменитый «Гобелен Мазарин» (1500 год, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия), которым присуща полнота эффекта.

Возможно, самыми известными из поздних готических работ являются причудливые гобелены, обычно называемые millefleurs («1000 цветов»). Красная или тёмно-синяя поверхность, усыпанная флорой и фауной, иногда служит в качестве основы для геральдических символов, как в гобелене 15-го века с военными доспехами Филиппа Хорошего (музей Истории, Берн, Швейцария), или выступает как фон для сцен из жизни рыцарской аристократии в период позднего Средневековья, как в «Охоте единорога» (Музей искусств Метрополь, Клоистерс, Нью-Йорк) или «Даме с единорогом» (Musйe de Cluny, Париж). Происхождение гобеленов mille-fleurs является спорным, но считается, что их сделали во фламандских мастерских Брюсселя и Брюгге и с помощью приезжих ткачей из долины Луир во Франции.