Французские гобелены

Благодаря инициативе Генриха IV, чьё планирование национальной экономики возвеличивало продукцию роскоши, которая была коммерчески важной во Франции, были приняты решительные шаги по установлению французского производства гобеленов. В 1608 Генрих официально признал французские мастерские (использовавшие метод высокого утка) Жирарда Лорена и Дюбот, основав их в Лувре, и в то же время он способствовал иммиграции фламандских ткачей, практиковавших метод низкого утка, которые могли помочь Франции конкурировать с процветающими индустриями Брюсселя и Антверпена.

На рубеже 16-го -17-го веков 2 фламандских ткача были доставлены во Францию в соответствии с государственным распоряжением установить в Париже станки низкого утка: это были Франсуа де ля Планше (или Франц Ван ден Планкен; 1573-1627) и Марк де Команс (1563-до 1650). Для них были созданы достаточные условия работы в старых мастерских семейства Гобелинс по окрашиванию на окраинах города, и так началось образование, которое с тех пор и носит это название. Одним из их наиболее амбициозных продуктов было аллегорическое изображение, восхваляющее Катерину Медичи в обличии Артемиды. Картоны для этого комплекта были в целом сделаны французским художником маньеристом Антуаном Кароном (1515-93). Сила барокко и энергия фламандских художников Питера Поль Рубенса (1577-1640) и Симона Воета (1590-1649) внесли новую жизнь во французские образы начала 17-го века.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 676
125 х 187 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 657
170 х 230 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 1004
279 х 350 см.


Де ля Планш умер в 1627, и его сменил его сын, который порвал с семейством Команс и переехал в Фаборг Сен-Жерман-де-Пас, оставив Комансов в «Гобелинс». Соперничество усилилось, но обе стороны продолжали выпускать продукцию как в большом количестве, так и хорошего качества, пока в 1662 году их не вытеснила королевская фабрика, выкупившая работы «Гобелинс» на их месте.

«Гобелинс» официально открыли в 1667, получив титул Manufacture Royale des Meubles de la Couronne («Королевская фабрика домашних украшений для короны»). Изначально она включала в себя все ремесленные мастерские короля (ткачей гобеленов, столяров-краснодеревщиков, золотых дел мастеров, серебряных дел мастеров и др.), которые производили домашние принадлежности для королевских приближённых, особенно в замке Версаль. Министр финансов Луи XIV Жан-Батист Кольберт (1619-83), который всегда внимательно следил за возможностями выгоды, нанял квалифицированный персонал не только из де Ля Планш и магазинов Команс, но также из старой сети Лувра, и так основал новую индустрию гобеленов, работавшую со станками низкого и высокого утка. Первым директором «Гобелинс» был художник Шарль Ле Брун (1619-90), который управлял недолговечными работами с гобеленом, введёнными в 1658 предшественником Кольберта, Николя Фукетом (1615-80), в своём замке Вокс-ле-Виконте близ Парижа. Ле Брун прилагал множество усилий на его новом посту и подтвердил наличие у себя особого таланта при задаче празднования славы Луи XIV. Среди важнейших комплектов, которые он спроектировал, были «Элементы», «Времена года», «Дети-садовники», «История Александра» и, помимо прочих, «Жизнь Луи XIV» и «Королевские резиденции» (большинство этих комплектов находится в Mobilier National в Париже).

Гобелен ручной работы

Гобелен № 665
216 х 253 см.


  гобелен

Гобелен № 579
190 х 246 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 667
137 х 188 см.


Когда Ле Брун умер, директором стал художник Пьер Мигнар (1612-95). Из-за растраты королевской казны «Гобелин» закрыли в 1694. фабрику снова открыли в 1699, когда в дизайне гобеленов Клодем Одраном III (1658-1734), разработавшим такие комплекты как «Гротескные месяца» и «Портреты богов», была представлена более светлая тенденция, в которой использовались новаторства по оформлению, особенно гротескные. В свою очередь, Луи XV (1710-74) был отмечен в комплекте «Охота» художником рококо Жан-Батистом Одри (1686-1755). Одри был директором «Гобелинс» с 1733 вплоть до его смерти в 1755, когда его сменил Франсуа Буше (1703-70), выдающийся художник-директор 18-го века. Буше и Шарль-Антуа Копель (1694-1752), художник стиля рококо, разработали популярные гобелены alentours, в которых главная фигура по мере того, как рисунок ограничивается рамкой, симулирующей позолоченное дерево, затмевается обильным использованием орнаментальных символов, окружающих её. «Любови Бога» Буше были также alentours и пользовались большим успехом и популярностью, особенно среди английской знатиe. «История Дон Кихота» (Mobilier National, Париж) была разработана Копелем и повторно ткалась 9 раз в период между 1714 и 1794 годами.

Многогранная и изысканная элегантность Одри создавала для ткачей новые проблемы. Теперь действительно перед ними возникала необходимость научиться красить катушкой, так как к этому периоду появлялись сотни новых средств обесцвечивания, идеальных как для шерсти, так и для шёлка, для выделения практически незначительных тоновых корректировок; и скрещивание утка вводилось для усиления практически невидимых переходов при использовании наилучших текстильных методов.

«Гобелинс» выстояла во времена Французской революции. Наполеон будучи императором, подобно Луи XIV, желал искусства обожествления и заказал комплектов гобеленов (1809-15; Mobilier National, Париж), посвящённых его правлению. Картины таких французских неоклассических художников, как Жак-Луи Давид (1748-1825), Карл Вернет (1758-1836) и Анна-Луи Жироде-Триосон (1767-1824) были переложены на гобелены в конце 18-го — начале 19-го веков.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 579
190 х 246 см.


  вертикальный большой гобелен ручной работы

№ 8002
240 х 308 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 670
123 х 165 см.


Другая важная государственная фабрика была открыта в 1664 в Бевайс под управлением Флемингов, Луи Хинарта в течение 20 лет и Филиппа Бегаля в течение более 27 лет. Его управление осуществлялось также как и в «Гобелинс». Бевайс, однако, был частным концерном с королевским контролем, нацеленным на выпуск гобеленов для знати и богатых буржуа, в то время как «Гобелинс» предназначалась лишь королю.

2 вида декоративных вставок были особенно тщательно разработаны в «Бевайс» в конце 17-го века: архитектурная композиция и гротеск. Первый, как в комплекте «Морские триумфы» (1690; Banque de France, Париж), обычно изображает сложную фантастическую архитектуру, напоминающую фигуры барокко. Во втором архитектурные рисунки обозначают комплекс вставок, окаймляющих смесь рельефов, выемок, ваз, музыкальных инструментов, обмоток, масок и комедийных актёров, как например, в «Танцоре на канате и верблюде» (1689; Mobilier National, Париж).

Оба Одри и Буше работали для фабрики «Бевайс». «Басни Ла Фонтейн» Одри были в числе наиболее популярных гобеленов 18-го века. В 1736 Буше оформил сцены в итальянском жанре для комплекта «Деревня празднеств» и позднее во «Втором китайском комплекте» нарисовал китайские фантазии. Он также разработал различные пастушеские сцены с приятно возбуждающими обертонами. Фабрика «Бевайс» стала известной, благодаря гобеленам для покрытия мебели и вставкам для ширм. Их обычно делали в цветочном дизайне, и в 19-ом веке было особенно модно выполнять их в хорошо сотканном шёлке. К концу века несмотря на то, что были достигнуты высокие технические стандарты, художественность достигла упадка.

Фабрики близлежащих старинных общин по изготовлению гобеленов Аубуссона и Феллетина, которые продолжали деятельность 1 с половиной века в качестве скромным частных мастерских, получили разрешение на использование королевской метки Аубуссон в 1665. Из небольшого домашнего производства, в котором ткачи независимо друг от друга ткали недорогие гобелены на их станках низкого утка для клиентов буржуа, мастерские гобеленов превратились в места по производству покрывал, обёрточных тканей и ковров в Аубуссоне. Наиболее эффектными гобеленами были chinoiseries, или комплект жанровых фантазий Китая, тема популярная в искусстве рококо. Разработанные Жаном Пилльменом (1728-1808) были наиболее популярными. Грубые и достаточно скучные verdures, или «садовые гобелены», являвшиеся первыми гобеленами «Бевайс», были довольно многочисленными. Архитектурные вставки Аубуссон либо копировали работы фабрик «Гобелинс» и «Бевайс» с более сложными элементами и добавлением животных, либо изображали настенную ткань с узорами и изображением группы декоративных предметов и гирлянд, Фабрика добилась наибольшего успеха при производстве ковров с традиционными геометрическими орнаментальными мотивами или цветочными дизайнами.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 671
120 х 147 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 672
135 х 190 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 1004
279 х 350 см.


Доминирующим влиянием на индустрию Брюсселя в 17-ом веке пользовался антверпский художник Питер Поль Рубенс, чьим самым известным комплектом был «Триумф причастия» (1627-28). Копий и повторения его стиля было множество. Тяжелые и законченные колоны часто заменялись границами края. Более скромными были гобеленовые версии жанровых картин Давида Тениерса Младшего (1610-90), в которых граница часто симулировала подлинную рамку картины.

Первая значительная фабрика гобеленов в Германии была открыта в 1604 в Мюнхене герцогом Максимилианом Баварским. Дизайнеры и ткачи были фламандцами. Несмотря на закрытие фабрики после лишь 11 лет деятельности, качество её работ было восхитительным. Вслед за потерей религиозной свободы во Франции с выходом Нантского указа 1685 многие французские ткачи, особенно из фабрики Аубуссон, бежали из Германии от преследований также, как и фламандские ткачи 16-го века. Мастерская, отрытая в 1686 в Берлине выдающимся выборщиком Фредериком Вильямом Бранденбургским (1620-88), приняла многих из разбежавшихся ткачей Аубуссона. На ней ткались гобелена в основном для дворцов, построенных сыном выдающегося выборщика, королём Фредериком I Прусским (1657-1713), после смерти которого фабрика была закрыта.

Французские дизайнеры и ткачи продолжили выпускать большое количество гобеленов в 18-ом веке. Центрами производства гобеленов были в основном Мюнхен, Берлин, Варцбург, Дрезден, Швабах и Эрланген.

В Скандинавии гобелены для королевской знати Дании и Швеции ткались в Копенгагене и Стокгольме. Ткачи и дизайнеры были обычно французами и фламандцами. Норвегия и Швеция продолжали выпускать гобелены для народа. Из приблизительно 1,300  зарегистрированных в Норвегии гобеленов около 1,250 было сделано в небольших деревенских общинах. Эти гобелены были обычно грубыми по текстуре, стилизованными и схематичными по дизайны и ярко раскрашенными.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 674
138 х 193 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 675
115 х 157 см.


  Гобелен ручной работы

№ 1004
279 х 350 см.


Джеймс I в 1619 королевской хартией основал фабрику гобеленов в Мортлейке близ Лондона. Её работниками было около 50 фламандцев. Филипп де Мэхт, член знаменитой в конце 16-го — 17-го веков семьи датских ткачей гобеленов, был выкуплен из парижской фабрики де Ла Планше-Команс, где он был главным ткачём, пост которого занимал и в Мортлейке. Королевская фабрика процветала под патронажем монархов Стюартов Джеймса I и Чарльза I. Моделями для многих ранних работ, выпущенных в Мортлейке, были гобелены, сделанные в Брюсселе. Рубенс поставлял картоны и в 1623 предложил Чарльзу I купить 7 из картонов Рафаэля для «Деяний апостолов». Новый комплект был соткан из этих картонов в Мортлейке и сохранился в Mobilier National в Париже. Вновь созданные границы были добавлены известным фламандским художником английского двора Сэром Энтони Ван Диком (1599-1641). Несмотря на то, что фабрика вынесла пуританскую строгость периода республики, она достигла спада при Чарльзе II и была закрыта в 1703.

С конца 17-го века Франциз Пойнтс (умер в 1685) и его братья содержали студию в Сохо, где несколько ткачей, изначально нанятых на королевскую фабрику, создавало особенный стиль гобеленов, основанный на китайских и индийских работах по лакировке.

Кардинал Франческо Баберини, племянник Папы Урбана VIII, в 1633 открыл в Риме фабрику по производству гобеленов. Даже несмотря на патронаж со стороны Папы, она просуществовала лишь до 1679. Клемент XI пытался открыть другую римскую гобеленовую мастерскую в 1710, но также потерпел неудачу. В течение 18-го века в Турине и Неаполе краткое время существовали другие небольшие фабрики. На них в основном работали ткачи, потерявшие работу с закрытием фабрики Медичи (Arrazeria Medicea) во Флоренции.

В течение 15-го и 16-го веков франко-фламандские гобелены импортировались в огромных количествах, и фламандские ткачи приглашались в Испанию для их починки и соответствующего ухода за ними. Короткое время в 17-ом веке фабрика, основанная Филиппом IV (1605-65), действовала в Пастране, близ Мадрида. До основания Филиппом V (1683-1746 Real Fбbrica de Tapices y Alfombras de Santa Barbara (Королевской фабрики гобеленов и ковров Святой Барбары) в 1720 в Мадридеat в Испании не производилось значимой гобеленовой продукции. Первоначально ткачами и директором были фламандцы. Первые гобелены, сотканные в Испании, были сделаны на основе картонов таких фламандских художников рококо, как Дэвид Тенер Младший (1610-90) и Филипс Уверман (1619-68), или основаны на известных картинах такие итальянских художников, как Рафаэль и Гвидо Рении (1575-1642). Когда директором стал художник раннего неоклассицизма Рафаэль Менгс (1728-79), фабрика вступила в свой замечательный период. Испанский художник Франсиско Байеу (1734-95) и его зять художник Франсиско Гойя (1746-1828) были уполномочены рисовать картоны. С 1777 по 1790 года Гойя создал 43 картона для серии «Los Tapices» («Гобелены»), изображавшую обычную жизнь испанцев. Нарисованные модели для этой работы являются одними из лучших работ Гойи в стиле рококо.

Французы разрушили фабрику в 1808, но после наполеоновской оккупации производство было восстановлено вплоть до 1835. Гобелены, выпущенные в этот период, были в большинстве своём копиями работ 18-го века.

Фабрика гобеленов, работниками которой были ткачи из «Гобелинс», была учреждена в Санкт-Петербурге в царём Петром Великим (1672-1725). Хотя продукция выпускалась до 1859, она часто сталкивалась с трудностями. Наиболее яркими дизайнами были комплект гротесков (1733-38) и серии портретов, самые запоминающиеся из них изображали Екатерину Великую (1729-96).