Гобелены Фландрии

В 16-ом веке появилось 2 новых направления. Первое, вызванное войной и гонениями во Фландрии, состояло в широком распространении фламандского искусство создания гобеленов. Многие фламандские мастера 16-го века были вынуждены стать беженцами. Некоторые группировались и вели жизнь путешествующих ремесленников, другие же пытались установить торговлю за рубежом. Фламандским ткачам были везде рады как носителям великой традиции. Такие приезжие мастера открыли магазины от Англии до Италии. Второе важное направление исходило из Италии и отображало превосходство итальянского Ренессанса в живописи. Решающий шаг по подчинению ткачества живописи на более чем 400 лет искусства гобеленов был сделан, когда Папа Лев X заказал известному брюссельскому ткачу Питеру Ван Эльсту (годы творчества: конец 15-го — начало 16-го веков) сделать серию гобеленов, изображающих «Деяния апостолов» из картонов, нарисованных между 1514 и 1516 годами Рафаэлем (1483-1520). Техника живописи, на акцентирование которой были направлены картоны, осталась в тени, в то время гобелены пользовались потрясающим успехом, и с них очень часто делали копии.

Оккупация Арраса французами в конце 15-го века и успешная осада Торная в начале 16-го века привели к подъёму Брюсселя как лидирующего центра гобеленов Фландрии — эта позиция за ним сохранялась до 17-го века. Патронаж папства и императорских домов Испании и Австрии, наряду с европейскими королевскими семьями и искусностью ткачей, которые были одними из лучших в Европе, привели к установлению международного признания гобеленов Брюсселя. Индустрию контролировала монополия богатых купцов. Изготовление гобеленов, было прибыльным делом и в период между 1510 и исходом крестьянской войны 1568 года, показало, что эта индустрия нуждается в регулированию против мошенников и подделок. Несколько постановлений последовали друг за другом, наиболее важный из которых был издан в 1528, требовавший, чтобы на каждом гобелене, выпущенном в Брюсселе, стоял знак города — плоский красный значок с двумя боковыми «Б», означавшими Брюссель и провинцию Брабант. Такой же имперский указ был издан Императором Чарльзом V, который также требовал от промышленников и купцов использования подписи или монограммы ткача или мастерской.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 684
115 х 157 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 1004
279 х 350 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 649
215 х 230 см.


Именно дизайны фламандского художника Бернарда Ван Орлей (1492 -1541) являются наиболее характерными для ренессансного стиля гобеленов Брюсселя. Ван Орлей пытался совместить традиции позднего готического северного реализма и монументальность и идеализм искусства итальянского Возрождения с художественным потенциалом техники гобеленов. Его ранние работы, такие как «Легенда нашей дамы Ле Саблон» (Королевский музей истории искусства, Брюссель) и «Откровение Святого Иоанна» (1520-30; Patrimonio Nacional, Испания), до сих пор демонстрируют композиционные элементы, которые соединяют их со средневековым фламандским искусством. Позже его работы были навеяны картонами итальянских художников, которые изготавливались в брюссельских мастерских, такими как «Деяния апостолов» Рафаэле и дизайнами к «Истории Скипио» and «Fructus Belli,» выполненными учеником Рафаэле, художником маньеристом и архитектором Гуилио Романо (1499-1546). Ван Орлей добавил итальянского предпочтения монументальности и их ощущения глубокого и скульптурного моделирования к фламандским вкусам и традициям жанровых и натуралистических деталей в таких комплектах, как «Битва Павиа» (Museo e Gallerie Nazionali di Capodimonte, Неаполь), «история Авраама» (Мадрид и Вена), «История Тобиаса» (Вена), и «Охота императора Максимилиана I» (до 1528; Лувр, Париж. Среди его последователей в первой половине 16-го века были фламандские художники Питер Коек Ван Эльст (1502-50), Жан Вермен (1500-59) и Майкл Коксие (1499-1592). Международного признания Брюсселя добились не только создатели картонов, но и ткачи начала 15-го века. Среди них наиболее известными были Питер Ван Эльст, Плетер и Вильям Пэннмейкер, Франц (годы деятельности: 1540-90) и Яков Геубельс (годы деятельности:1580-1605).

Другими небольшими центрами гобеленов во Фландрии 16-го века были Антверпен, Брюгге, Энгтьен, Оденаард, Граммонт, Алост, Лилли и Торнай. Возможно самым характерным видом гобеленов, производимых в этих городах, был verdures Энгтьена и Оденаарде. Французское производство гобеленов после своего упадка в 15-ом веке, когда кочевые ткачи были более активны, нежели имеющиеся на тот период лавки, своим окончательным престижем во многом обязано необычной степени протежирования со стороны королевской знати. В 17-ом веке это привело к открытию государственных фабрик «Гобелинс» и «Бэваис», названия которых сейчас являются общепринятыми словами. Этому предшествовала фабрика, открытая Францем I в 1538 году возле Парижа в Фонтейнблю для изготовления гобеленов для королевского окружения. Изготовленные фламандскими ткачами, картоны были в большинстве своём украшены двумя итальянскими художниками маньеристами, Франческо Приматиццио (1504-70) и Россо Флорентино (1494-1540), которые были придворными художниками короля. 6 гобеленов (музей Kunsthistorisches, Вена), основанные на фресках Галереи Рёформес в замке, являются первыми гобеленами, в которых имитируется скульптура, также как и живопись, в высоко иллюзионистской манере эффекта trompe-l?oeil (обман зрения).

Гобелен ручной работы

Гобелен № 650
203 х 210 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 651
155 х 210 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 652
207 х 257 см.


Мастерская Фонтейнблю, активность в которой продолжалась в течение лишь 12 лет, служила трамплином для поступательного развития Парижа, где в 1551 Генри II открыл и наделил специальными привилегиями фабрику Hфpital de la Trinitй.

В первой трети 16-го века франко-фламандские ткачи и небольшие придворные мастерские продолжали обеспечивать лишь местными итальянскими гобеленами. Ткачество осуществлялось в Генуе, Вероне, Венеции, Милане и Мантуе. Первая итальянская фабрика гобеленов международного уровня была открыта в 1536 в Феррейре герцогом Эрколе II рода Эсте. Мастерская гобеленов Медичи, основанная в 1546 во Флоренции великим герцогом Медичи Косимо I (1519-74), была наиболее значимой фабрикой гобеленов, учреждённой в Италии в течение 16-го века и сохранявшейся до начала 18-го. Изначально она возглавлялась известными фламандскими ткачами середины 15-го века Николасом Карчером и Жан Ван Рустом, оба из которых работали в мастерской Феррейра герцога Эрколе II.

Картоны были нарисованы такими выдающимися художниками маньеризма Флоренции как Жакобо Понтормо (1494-1556/57), Франческо Салвати (1510-63), Иль Брочино (1503-72) и Бачиацца (1494-1557), которые создали «Гротески» (1550; Ульфизи, Флоренция), один из самых известных и мощных комплектов гобеленов, произведённых мастерской гобеленов Медичи.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 653
180 х 205 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 654
185 х 275 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 655
193 х 240 см.


Основным текстильным искусством средневековой Англии было вышивание. Когда возникала потребность в гобеленах, их импортировали из Фландрии. Несмотря на некоторые ссылки на ткачей Арраса в Англии, датируемые 13-ым веком, и уцелевшие местные военные гобелены 15-го века, лишь после середины 16-го века англичане начинают работать над изготовлением гобеленов. Первые важнейшие мастерские были открыты в Берчестоне (Уоркшире) состоятельным помещиком Вильямом Шелдоном (умер в 1570). Первоначально они производили покрывала для кушеток и небольшие настенные подвески геральдических и орнаментальных предметов. Позже сфера деятельности этих лавок включала в себя серии топографических гобеленов. Сотканные в 1588 из современных карт округов центральных графств, эти гобелены содержали в себе виды холмов с высоты птичьего полёта, деревья и города, окружённые, согласно традициям того периода, границами архитектурных и фигурных украшений во фламандском стиле. Многие из работавших в этих лавках были фламандцами, бежавшими от религиозных преследований середины 16-го века в южную часть Шотландии.

Германия была одним из первых регионов, принявших фламандских ткачей, бежавших от религиозных прследований из южной части Шотландии. Их небольшие мастерские преуспевали в таких городах, как Кёльн, Гамбург, Кассель, Лейпциг, Торгау, Люнебург, Франкентал и Штутгарт. Большинство из работ, сделанных здесь, были фламандского стиля. В Швейцарии, где создание гобеленов процветало в 14-ом и 15-ом веках, напротив, индустрия практически прекратила своё существование за исключением Базеля и Люцерны.