Азербайджанские ковры в музеях мира

Высокие художественные качества азербайджанских ковров делали их ценными музейными экспонатами. Сегодня сотни уникальных азербайджанских ковров хранятся в коллекциях ведущих музеев мира и во многих частных коллекциях. Некоторые их них следует упомянуть в первую очередь. Так, уникальный ковер газахской группы XV в. с богатой орнаментацией хранится в Восточном отделе Берлинского музея. Сюжет ковра является своеобразной иллюстрацией к азербайджанской народной сказке о Мелик Мамеде.

Азербайджанский ковер XV в. с композицией из двух птиц, сидящих по обе стороны дерева, хранится в Стокгольмском музее и относится специалистами к коврам Газахской группы. В Газахе и сегодня продолжают производить ковры этого типа, которые благодаря их орнаменту получили в народе название «Гушлу» («Птичий»). Большая группа азербайджанских ковров — ХVI-ХIХ вв. имеется в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Среди них есть ковры тебризской, губинской, гянджинской, Карабахской, ширванской и бакинской групп. Азербайджанские ковры имеются в коллекциях Метрополитен Музея в Нью-Йорке, Музея тюркского и исламского искусства в Стамбуле, Государственном музее искусства народов Востока в Москве, в Будапештском музее, Музее искусств в Филадельфии, в Мюнхенском музее, Парижском музее, Музее текстиля в Вене и во многих других музеях мира.

Крупнейшим обладателем коллекции азербайджанских ковров является Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства в Баку, коллекция которого насчитывает несколько тысяч ковров и ковровых изделий.

Уже с середины XIX в. азербайджанские ковры неизменно демонстрируются на различных международных выставках. Впервые в массовом количестве они демонстрировались в 1852 г. на Всероссийской выставке сельского хозяйства и сельской промышленности в Москве, а затем в 1872 г. — на Московской политехнической выставке. Большой успех азербайджанские ковры имели на Всероссийской выставке промышленности и искусства в 1882 г. в Москве и на Кавказской выставке изделий сельского хозяйства и промышленности в 1889 г. в Тифлисе. Последний раз в царской России азербайджанские ковры демонстрировались на второй Всероссийской кустарной выставке в 1912-1913 гг. в Петербурге.

Среди европейских международных выставок конца XIX — начала XX вв., где демонстрировались азербайджанские ковры, можно отметить выставки 1872 г. в Италии, 1911 г. в Берлине и 1913 г. в Лондоне.

Среди наиболее авторитетных и масштабных (по количеству демонстрировавшихся азербайджанских ковров) современных ковровых выставок можно отметить проходившие в различные годы во второй половине XX в. выставки в Дании, Швеции, Марокко, Тунисе, Польше, Болгарии, Югославии, Турции, Вьетнаме, Голландии, Англии, Иране, Непале, Индии, Италии, Ираке, Франции, Мадагаскаре, Японии.

Следует отметить, что на протяжении длительного периода многие азербайджанские ковры, хранящиеся в музеях и коллекциях, в том числе прославленные образцы коврового искусства, зачастую не выделялись как собственно азербайджанские и нередко атрибутировались как «персидские», «кавказские» и т.д. Даже сейчас, когда благодаря всесторонним научным исследованиям отечественных и зарубежных специалистов по коврам истинная принадлежность этих ковров научно установлена, подобная тенденция в силу инерции продолжает существовать.

Конечно, необходимо отметить, что азербайджанское ковровое искусство развивалось не изолированно, а в контакте и взаимодействии с культурными традициями Передней и Средней Азии, Индии, Китая, Ирана, воспринимая и творчески осваивая их достижения. В свою очередь традиции, стиль, художественные особенности азербайджанского коврового искусства оказали благотворное влияние на искусство, творческую манеру мастеров-ковроделов Ирана, Индии, Турции и ряд сопредельных стран.