Красители в восточных коврах ручной работы

Свойства растительных пигментов незаменимы. Как ни теряют окрашенные ими ткани в интенсивности цвета, стареют они, зато таким образом, что их тона становятся мягче. Они способны давать такие глубокие и мягкие тона, которые даже при большой интенсивности никогда не действуют кричаще.

В целом «растительные» красители воспринимаются как показатель более традиционного, более сельского, более деревенского ковроткачества, в то время как синтетические красители считаются больше признаками городского или коммерческого производства. Тем не менее, даже такое различие оказывается несостоятельным, когда вы вдруг узнаёте, что с синтетическими азокрасителями (химические красители жёлтого или оранжево-красного цвета) многим деревенские ткачи познакомились примерно в промежутке с 1875 по 1890 годы. Если сельскому ткачу удавалось достать синтетическую краску, он (она) скорей всего использовал(а) бы её прямо вместе со своими традиционными красителями. Однако то, что ковру 50 лет, не значит, что он окрашен растительными красителями. «Растительный» чёрный, что мы находим в большом количестве в турецких и в кавказских антикварных коврах, настолько едкий, что области с чёрным ворсом оказывается полностью стёртыми, в то время как ворс других цветов всё ещё остаётся полным и высоким. Если бы чёрная краска была хорошей хромовой синтетикой, ковёр был бы в гораздо лучшем состоянии.

В середине XIX века по всему Востоку распространяются химические красители. Закон Персидского правительства, запрещал их ввоз, были даны распоряжения прекращать работу тех фабрик, где они применялись.
Также было введено жестокое наказание — отсекать правую руку каждому красильщику кто использовал химические красители.

После Первой мировой войны химические красители вошли уже в общее употребление, так как рынок требовал большое количество ковров, а изготовление натуральных красителей процесс очень трудоемкий и дорогой. Анилиновые краски, открытые английским химиком Перкином (1856), конечно, губительно действовали на цветовое восприятие восточных ковров, однако с того времени было открыто множество синтетических красок высокого качества.

За прошедшие двадцать лет имело место быть сильное улучшение качества и разнообразия доступных восточных ковров с растительными красителями.
Эта тенденция началась в западной Турции в конце 60-х годов XX века, но знания о растительных красителях теперь вновь проникает в Афганистан, Индию, Иран, Пакистан и Непал.

Обычные растительные красители

Цвет в ковре Из материала Примечания
От красного до оранжевого Крапп, корни марены красильной Rubia tinctoria
Цвет лососины Истощённые краповые краски С повторным использованием красительных ванн краска становится слабее и цвета становятся светлее.
От ярко-красного до цвета бургундского вина кошинель (высушенные панцири насекомых) зачастую из Dactylopius coccus
От сине-красный до  пурпурно-красный шеллак (смола, выделяемая насекомыми) Часто из Coccus laccae
От светло-голубого до тёмно-синего Индиго (добывается из растения индиго) Indigoferra
От бледно-жёлтого до жёлто-бурого Шпорник или испарук (цветоносное растение) Delphinium sulpureum
От бледно-жёлтого до жёлто-бурого вельд (цветоносное растение) Reseda luteola
Коричневый кора дуба, чернильные орешки Quercus
Чёрный танин, чернильные орешки с дубов, железо этот краситель часто повреждает шерсть
Зелёный Смесь шпорника и индиго

Техника крашения растительными красителями

Обычные растительные красители

Наиболее часто используемые растительные красители — это индиго (обычно добывается выделением и ферментированием индикана из листьев растения индиго), крапп (производится кипячением сухих, свалянных в кучу корней марены красильной в красильном чане) и шпорник (производится вывариванием толченых листьев, стеблей и цветов шпорника).
Эти красители дают, соответственно, тёмно-синий, тёмный ржавый красный и приглушенный золотой. В давние времена красильщики обнаружили, что чем больше шерсти окрашивается в одном чане, тем слабее становится цвет. Красильщики используют это свойство истощённых красителей к своей выгоде. Первое окрашивание даёт глубокий, сильный цвет. Последующие окрашивания в том же чане дают более светлые, мягкие цвета (как три тона индиго, краппа и жёлтого, показанного на рисунке)

Индиго   Марена

Шпорник

Красильщики также быстро научились комбинировать цвета для получения разных оттенков. Так, к примеру, нет растительного материала, дающего зелёный (важный цвет, если вас интересует цветочный дизайн!). Окраска шерсти сначала синим, а затем жёлтым даёт зелёный цвет. Если вы посмотрите вблизи на ковры зелёного цвета, окрашенные растительными красителями, вы, как правило, увидите, что цвет неровен, более сине-зелёный в одних местах и более жёлто-зелёный в других. Это из-за техники двойного окрашивания:

Двойное окрашивание даёт больше цветов

Итак, используя представление о том, что истощённые красители дают разные тона, и что комбинацией некоторых красителей перекрашиванием шерсти, красильщики могут создавать удивительно обширную палитру цветов из весьма ограниченного выбора материалов. Эти люди умны!

Три краски производят двенадцать цветов