Процесс ткачества Азербайджанских ковров

Процесс тканья ковра заключается в подборе материала, подготовке пряжи, станка и инструментария, натяжке основы и зевообразования, узловязания, проброске и укреплении утка и стрижки ворса. При этом предварительно ковроткач готовит все это с учетом будущего размера ковра, его плотности, характера орнамента и композиции и многих других факторов. Эти процессы детально описаны специалистами.

Во все времена к качеству ковров предъявляли самые высокие требования. Тканье ковров — работа медленная, требующая не только большого опыта, но и терпения. Мастер должен чувствовать ковер, его краски, сложность рисунка, и только при гармоничном сочетании всех этих факторов может появиться уникальное произведение декоративно-прикладного искусства. Поражающие нас сегодня орнаменты, сочетание красок, композиции — результат многовекового опыта и трудовых навыков народа, его творческой энергии, которые воплотились в изделии, именуемом «азербайджанский ковер».

С древнейших времен и до наших дней изготовленные ручным способом ковры ткали на простых станках — в виде четырехугольника с параллельными и противоположными сторонами. Подробное устройство, особенности и разновидности этих станков и принципы работы на них неоднократно описаны. При ткачестве сначала использовались горизонтальные станки, которые были усовершенствованы и со временем стали вертикальными; к концу XIX в. в Тебризе появляются вертикальные устойчивые станки «Ериян», передвижные и мобильные они и стали прототипами современных станков.

Постоянно усовершенствовались и ковроткацкие инструменты. В XIX в. появляется нож с крючком, что облегчило работу, дало возможность регулировать длину ворса, использовать любой вид пряжи и в целом способствовало значительному повышению эффективности производства. Была усовершенствовано и колотушка «хеве». Ранее ковроткачи пользовались большими мелкозубыми колотушками из твердых пород дерева, позже стали применять деревянные с металлическими зубьями и, наконец, целиком металлические колотушки. Если раньше перед тем, как дать посадку утка колотушкой, для предварительной регулировки применяли маленькую колотушку с тремя зубьями — «киркит», то позже стали обходиться одной большой колотушкой.

Процесс тканья начинается с натягивания нитей основы, с предварительным расчетом общего их числа. На каждую пару нитей основы накладывается один узел. Каждый узор состоит из определенного числа узлов, как по основе, так и по утку, что необходимо для получения симметричных рисунков. Ширина ковра, таким образом, зависит от числа нитей основы. Но на одну и ту же единицу измерения может пойти разное количество узлов, в зависимости от толщины, качества и степени крутки пряжи. Интервалы между натянутыми нитями основы должны быть одинаковыми, что требует большого опыта и аккуратности в работе. После натягивания нитей основы приступают к процессу зевообразования: изготовлению нитей для разделения основы так называемых ремизок (кюджю). Нити основы делятся на передние и задние, а между ними через образовавшееся пространство-зев пропускают ремизную нить. Как правило, натягивание основы осуществляют опытные мастера. При неправильных расчетах в рисунках ковров появляются многочисленные дефекты, а именно: неровности, кривизна, неодинаковая ширина и т.д., что снижает их качество. Таким образом, художественная ценность ковра во многом зависит от правильного исходного процесса его изготовления.