Техника гобелена

Гобелены — это, прежде всего, техника. Техника гобелена отличается от других форм сплетения тканей и ковров тем, что уточные нити не используются по всей ширине сетки ткани, за исключением отдельных редких дизайнов. Каждая деталь рисунка ткани или фона сплетается утком или нитью подходящего цвета, которая вставляется в обе стороны лишь поверх того участка, где этот цвет присутствует в дизайне или на картоне. В сплетении же однотонных тканей уточная нить проходит по возможности под нитями основы и на обратной стороне повторяет свой путь. Каждый переход называется «уточиной», и когда уток закончен, его сжимают специальными приспособлениями (шилом, тростником, батаном, рядком или отдельными ногтями пальцев, как в Японии). Таким образом, уточные нити по числу настолько превосходят основные, что полностью их покрывают. Основные нити в завершённом гобелене представлены как более или менее выделенные параллельные пересечения в текстуре или волокна ткани в соответствии с их шероховатостью или изящностью.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 665
216 х 253 см.


  гобелен

Гобелен № 579
190 х 246 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 667
137 х 188 см.


Толщина утока влияет на толщину ткани гобелена. В Средние века в Европе толщина ткани шерстяных гобеленов в таких работах, как «Гнев Апокалипсиса» 14-го века, достигала 5 нитей на сантиметр. К концу 16-го века волокна гобелена стали заметно тоньше по мере того, как в гобеленах всё больше копировались картины. Получившая наибольшую популярность за регулярность и отличительность своих гобеленов, королевская фабрика французских гобеленов в Париже, известная как «Гобелинс», использовала от 6 до 7 нитей на см в 17-ом веке и от 7 до 8 на см  в 18-ом веке. На другой королевской фабрике французских монархов в «Бевайс» применяли 10 или даже 16 нитей на каждый см  в 19-ом веке. Эти особенно качественные волокна делали ткань очень тонкой и ровной, нацеленной на копирование картинных полотен. Волокна гобеленов 20-го века по количеству приближались к гобеленам 14-го и 15-го веков. К примеру, фабрика «Гобелинс» использует 5 или 6  нитей на сантиметр.

Во многих гобеленах 20-го века более изящные волокна контрастируют с эффектами тяжёлых сплетений. Волокно шёлковых гобеленов конечно намного тоньше шерстяных. Для шёлковых гобеленов Китая характерно наличие 20-24 уточных нитей на см.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 579
190 х 246 см.


  вертикальный большой гобелен ручной работы

№ 8002
240 х 308 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 670
123 х 165 см.


В тех участках, где край основы цветной области прямой и параллелен уточным нитям, формируется своеобразная прорезь или релье, которая может обрабатываться любым из 5 разных способов.

Она может быть просто оставлена открытой, как в китайских шёлковых гобеленах, которые по этой причине называются k'o-ssu (разрезанный шёлк).

Она может быть изначально оставлена открытой во время обработки на станке, но затем зашита, как в европейских гобеленах с 14-го по 17-ый века и некоторых, датируемых более поздним периодом.

Ткач может соединить уток ласточкиным переплетением, переходя с одной стороны на другую поверх обычной основы. Это может быть либо ласточкино переплетение «рядок» — чередование одиночного утка — либо «пилообразное» ласточкино переплетение — группирование сначала с одной стороны, затем с другой. Ласточкино переплетение имеет двойной недостаток: делает в этом участке ткань тяжелее и размывает контур. Персидские ткачи 16-го века разработали так называемые картины гобелены, при котором уток чёрного контура покрывался ласточкиным переплетением двумя основами — одна из которых была из участков смежного цвета — эффективно пряча цветной уток в сжатии волокна и обеспечивая яркий, чёткий рисунок. Такое же открытие было сделано в доколумбийском Перу.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 674
138 х 193 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 675
115 х 157 см.


  Гобелен ручной работы

№ 1004
279 х 350 см.


Четвертая обработка — сцепление — была разработана фабрикой «Гобеленс» в 18-ом веке. Здесь уток сегментов сопоставимых цветов связывался петлями через друг друга между двумя основами, которые соответственно очерчивали границу каждого цвета. С помощью этой техники, которая удостоилась признания французских ткачей вследствие её результативного эффекта, более близкого к картинному, выпускается поверхность равномерного веса.

Интересный вариант этих ткацких техник достигается, когда между двумя рядами утка находится уток, проходящий вдоль всей ширины гобелена, делая ткань, таким образом, более прочной. Эта техника при строгой классификации получила бы название «парчового» переплетения, но принцип состоит в гобелене с дополнительной тканевой вставкой. Редко используемая эта техника применялась в Японии в 7-ом и 8-ом веках, в восточной Персии в 10-ом веке и в доколумбийском Перу.

Вместо метода переплетения плоской ткани, который обычно применяется для создания гобеленов, возможно использование техники переплетения по диагонали. При этом способе плетения уток проходит поверх двух и более основ, затем под одной и более основ, при этом перемещении сдвигаясь то вправо, то влево, образую диагональную кромку. Установлено, что эта техника впервые появилась в средневековой Персии и с 17-го века особенно часто использовалась в иранской провинции Хорасан и Керман для изготовления шалей из козьей шерсти или пряжи. Она также применялась для создания известных Кашмирских шалей и наряду с другими ремёслами была, возможно, распространена в Кашмире из Персии в 16-ом веке. В современных европейских гобеленах эта техника, обычно называемая эксцентричным плетением, изредка используется в конце 20-го века для создания каких-то экспериментальных, абстрактных настенных ковров.

Европейский гобелен сплетается либо вертикальными станками (высокий уток или haute-lisse по-французски) или горизонтальными станками (низкий уток или basse-lisse). На начальных станках высокого утка уток присоединялся к лучам сверху, и группы основных нитей подвешивались снизу. Основа была выбита (т.е. протиснута) по направлению к верхушке по мере нарастания плетения. Станки высокого утка этого вида изображены на древнегреческих вазах. В более поздних станках высокого утка вертикальная рамка имеет тяжёлые слои, поддерживающие горизонтальный ролл на верхушке и боку, по которым растянут уток. Каждый уток проходит сквозь петлю рубчиков (lisses), и петли, окружая неровный уток, прикрепляются к одному тонкому цилиндру; петли ровного утка прикрепляются к другому цилиндру. Оба цилиндра расположены над ткачом, но в области досягаемости, чтобы он мог вытянуть первый с помощью одного, затем с помощью другого комплекта основ (формируя зев) для того, чтобы протолкнуть меж ними катушку. Катушка (броше) представляет собой короткий, остроконечный, тонкий цилиндр из полированного дерева, на который наматываются нити основы.

Гобелен ручной работы

Гобелен № 671
120 х 147 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 672
135 х 190 см.


  Гобелен ручной работы

Гобелен № 1004
279 х 350 см.


С другой стороны, станок низкого утка содержит роллы на таком же уровне высоты стола, чтобы уток, растянутый между ними, был горизонтальным. Для того чтобы руки ткача были свободны, уток прикрепляется к двум рейкам или жердям, каждая из которых соединена с педалью таким образом, что нога ткача опускает неравномерные или равномерные пряди утка, чтобы сформировать проход для катушки, который называется челнок, на петле низкого утка. Цилиндры в обоих направлениях служат для скручивания законченной порции и разматывания дальнейшей длины не сплетённого утка, чтобы создаваемый участок всегда был туго натянут и находился в непосредственной связи с ткачом. На обоих видах станков ткач работает с изнанки, т.к. он ткёт гобелен с обратной стороны. Тем не менее, у него есть ручное зеркало, которое он закрепляет между не сплетённым утком для отображения правильной стороны участка, над которым он работает. В то время как ткач высокого станка может напрямую осматривать свою законченную работу, ходя вокруг работы до другой стороны его станка, ткачу низкого утка приходится наклонять его рамки.

Из двух техник чаще всего используют низкий уток. Из всех выдающихся европейских работ по гобелену только «Гобелинс» традиционно использовал станки высокого утка. Несколько ткачей могут работать одновременно за любым видом станков. В зависимости от сложности дизайна и волокна или толщины текстуры гобелена, ткач может изготовить от 2 до 5 квадратных метров в год.