Терминология

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Бахтияри ковры — Народ Бахтияри - это благородное, древнее племя, живущее в регионе южно-центрального Ирана под названием Чахар Махал. Примитивные ковры Бахтияри зачастую имеют узор в виде шахматной доски или сада, украшенный деревьями жизни, птицами, цветами и животными, иногда реалистичными, порою абстрактными. Обычно они ткутся турецким узлом. Но некоторые очень красивые цветочные узоры до сих пор производят в главном городе Шахр Курда при помощи персидского узла, демонстрирующие длинные, утрированные медальоны, напоминающие ранний стиль Исфахан. Цветовые схемы включают много оттенков коричневого, ржавого, жёлтой охры, тёмно-зеленого, бежевого, тёмно-синего и красного.

Балуч ковры — Ковры Балуч ткутся кочевым племенем Балучи в восточном Иране. Большая их часть изготовляется в провинции Систан и Балучистан, расположенной прямо на юго-восточной границе Ирана.
Много ковров Балуч также делаются в большой провинции Хорассан, расположенной сразу к северу от Афганистана, и, как правило, продаются в Мешхеде. Цвета в коврах Балуч обычно густо красные с неким количеством очень тёмного синего и тонами бежевого. Они часто имеют либо общий узор (дерево жизни и т.д.) или дизайн молитвенного коврика.

Баркан — В узбекистане так называется палас из чёрных нитей.

Баскур — лента шириной 30—35 сантиметров, длиной до 15 метров, который киргизы, туркмены, казахи и каракалпаки использовали для украшения юрт. На безворсовом поле белого цвета вытканы ворсовые узоры.

Банди — узор из решеток и лент в персидских коврах ручной работы.

Баштыг — у узбеков и киргизов большой ковровый мешок, в который складывают домашнюю утварь.

Башкирские ковры — У башкир в широком употреблении были войлочные ковры. Также башкиры изготавливали безворсовые ковры. Простейшими безворсовыми коврами были паласы, изготовляемые преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти – буй балас. Козью шерсть предпочитали потому, что она в отличие от овечьей была более прочной и яркой. Башкирский палас обычно состоял из пяти, шести, семи или восьми полосок. В узоре паласов преобладали, как правило, 2-3 цвета, причем предпочтение отдавалось цветам теплых тонов. Башкирские мастерицы ткали и ворсовые (длинноворсовые) ковры. Ткали их из льняных или хлопчатобумажных тканей. Ковровый узор создавался цветными шерстяными нитями, которыми через равные промежутки узлом связывали нити основы. Более четко, чем на безворсовых коврах выделяется центральное поле, обычно украшаемое крупными медальонами – гнездами, и кайма. Ворсовые ковры по размерам были несколько меньше, чем безворсовье и в их расцветке преобладал красно–коричневый фон. В прошлом анилиновые красители ввиду неразвитой структуры торговли в крае и сравнительной их дороговизны не имели широкого распространения. Ковровщицы умело использовали растительные краски домашнего приготовления, а также естественный цвет шерсти.

Биджар ковры— Возможно самый крепкий персидский ковёр на земле, известный аукционерам как "стальной ковёр", единственный в своём роде Биджар не только выглядит красиво. Эти неуничтожимые ковры ткутся суровым курдским народом в северо-западном городе Биджар. Богатые цвета драгоценных камней в простой геометрии, толстый ворс, структурная прочность и большой вес - вот отличительные черты ковров Биджар. Их часто имитируют, но не дублируют, так как ни в одном другом регионе не используется техника мокрого ткацкого станка, принятая у ткачей этого города. Эта техника подразумевает постоянное поддержание шерсти, основы ковры и утока в мокром состоянии на протяжении всего длительного процесса ткачества. Также ткачи с частыми интервалами сбивают ряды утока при помощи расчёски. Таким образом, при сушке ковра материал уплотняется и немного сжимается, делая ковёр чрезвычайно плотным и крепким. Ковры Биджар могут иметь свободное поле, но чаще на них можно увидеть серию расширяющихся шестиугольных бриллиантовых медальонов. Дружелюбные, мирные люди Биджара заслужили прочную славу по всей Азии за свои высоко ценящиеся ковры. Ковры Биджар не только хорошо вписываются в современные или традиционные интерьеры, но также из-за их замечательной надёжности, эти ковры идеальны для тех мест, где часто ходят - таких, как прихожие, коридоры или кухни.

Бакшаиш — небольшая деревня в северо-западной иранской провинции Азербайджан. Ковры Бакшаиш имеют сильное сходство с коврами, ткущимися в Херизе, в основном с большими геометрическими медальонами, расположенными на более светлом поле. Главная цветовая схема ковров обычно выражается в различных тонах ржавого, с красным, тёмно-синим и многими другими цветами.

Бешир коврытуркменские ковры ручной работы, сделанные туркменскими кочевниками племени Эрсари в окресностях деревни Бешир в Турмении. Эти ковры делаются целиком из шерсти с красным, синим, бежевым в качестве основных цветов, но также встречаются элементы жёлтого цвета. Они имеют восточный дизайн с узорами Гуль, но также могут иметь и китайские облачные мотивы. Основа и уток состоят из шерсти, ворс одинаковой длины, и они вяжутся персидским узлом, иногда с использованием турецкого узла.

Беш Кешта — продолговатой формы узорчатый киргиский ковер толстого тканья, используемый для украшения киргизских юрт как изнутри, так и снаружи.

Берберские ковры — ковры с грубым ворсом из нечесаной овечьей шерсти. Эти ковры делаются берберами, основное население которых живёт главным образом в Марроко, но также они встречаются и в Тунисе и в Алжире. Берберские ковры имеют прямоугольную форму с несколькими бордюрами и полосками по краям. Они тяжелы и часто окрашены в естественный бежевый или коричневый, и иногда в них есть элементы простых геометрических узоров, сделанные из крашеной шерсти. Узоры, иногда встречающиеся в этих коврах, сильно стилизованы цветами, животными и звёздами с очевидным краем медальонов в виде лесенки. В этих коврах отслеживается очевидная связь с анатольскими ковры.

Бергама — ручные ковры, сделанные в окрестностях города Бергама на западном берегу Турции. Эти ковры также известны как Анатольские ковры и обычно имеют квадратную форму и делаются целиком из шерсти с красными нитями утока, из-за которых обратная сторона ковра становится красной в полоску. Узоры в этих коврах всегда геометричны, часто строятся вокруг большого угловатого медальона, окружённого цветами.
Цвета — красные/красно-коричневые, но также встречаются синие, бежевые и жёлтые.

Берлинский ковёр — вытканный вручную анатольский ковёр начала XV века. Этот ковёр, примерно 172 х 90 см, был найден хорошо сохранившимся в 1886 году в итальянской церкви и теперь его можно увидеть в музее исламского искусства в Берлине. Ковёр целиком сделан из шерсти и имеет узор со стилизованным драконом и птицей Феникс.

Бибибафф — название лучших ковров с наибольшей плотностью узлов, изготовленные персидскими кочевниками Бахтияри. Название происходит от слова "бафф", означающего "узел" и "биби", означающего название племён или наиболее умелой женщины семьи, также лучшей среди и ткачей.

Борлоу ковры — турецкие ковры, вытканные вручную в городе Борлоу в Анатолии.

Букле ковры — также известные как ковры с петличным ворсом. Название происходит от ковров Ягуард, в которых петли делаются специальной нитью основы. Эти ковры состоят из различных систем нитей, отдельных для каждого цвета узора, а ткань основы состоит из подходящих друг другу нитей основы и утока, в которых узлы не видны с изнаночной стороны. Когда петли обрезаются, ковры называют Уилтон коврами.

Бруса ковры — обычно маленькие шёлковые ковры, используемые как семейные молитвенные коврики, также известные как Сафф. Эти ковры производятся в городе Бруса (Бурса) к югу от Мраморного моря.

Баштык — киргизская сумка, может быть как ворсовой, так и вышитом текстилем.

Бухарские ковры — в 19 веке так иностанцы называли купленные на базаре Бухары ковры, по сути эти ковры были туркменские.